|
|
Hummer H1 - общее представление
Пожалуй, историю внедорожника HUMMER вполне можно
включать в учебники по основам маркетинга как пример отличной раскрутки
товара - бесплатной, за счет удачного стечения обстоятельств. В августе
1990 года весь мир почти каждый день видел на экранах телевизоров бравых
американских парней на необычного вида машинах, лихо преодолевающих
барханы.
Если покопаться в истории, выяснится, что у создавшей HUMMER корпорации
AM General Corp. - глубокие "военные корни". Все началось в 1903 г.,
когда американская велосипедная компания Standard Wheel Co. решила
заняться производством аVтомобилей и создала специальное отделение с
красивым названием Overland Automotive Division. Через пять лет его
купил Джон Виллис, а в 1912 г. начала свою деятельность компания
Willys-Overland Co. - с выпуска известной серии аVтомобилей Willys
Knight. В 40-х годах эта же компания создала знаменитый Jeep. В 1953 г.
Willys-Overland Co., сменив владельца, превратилась в Willys Motors, Inc.
и почти тут же, после получения контракта на выпуск военных грузовиков,
- в Kaiser-Jeep Corp.
1970 г. - новый владелец (American Motors Corp.), смена названия (Jeep
Corp.) и деление на две части, одна из которых год спустя получила
юридическую самостоятельность и свое нынешнее наименование - AM General
Corp.

В 1979 г. Министерство обороны США объявило конкурс на создание
"Высокоподвижного многоцелевого колесного транспортного средства" - High
Mobility Multi-Purpose Wheeled Vehicle (HMMPWV), в котором корпорация AM
General приняла активное участие. Меньше чем через год результат был
показан военным и произвел на них должное впечатление - корпорация
получила контракт на дальнейшую разработку прототипа...
В конце концов AM General отхватила-таки заказ Пентагона, обойдя таких
именитых конкурентов, как General Dynamics (в лице Chrysler Defense) и
Teledyne. В 1984 г. был построен первый серийный экземпляр аVтомобиля, в
1985 г. начался его массовый выпуск. Совершенно непроизносимое HMMPWV
где-то "по дороге" поменялось на более благозвучное Hum-Vee - как
таковое, впрочем, ничего не означающее.
К 1989 году корпорация выпустила 55.000 аVтомобилей и получила
дополнительный заказ еще на 33.000. А тут и "Буря в пустыне" налетела,
что для военных поставщиков - очень неплохо. К тому же успешная операция
американских вооруженных сил в войне за свободу Кувейта обернулась для
AM General Corp. неожиданной и приятной стороной. Оказалось, что
зарабатывать можно не только на военных поставках - потрясенные
увиденными на телеэкранах машинами зрители превратились в потенциальных
покупателей. Конечно, очереди не выстраивались, но обращений было
достаточно много, и корпорация сочла, что есть смысл выпустить
гражданскую версию HMMWV.
Подчеркнем, именно гражданскую. Официально военные HMMWV (или Hum-Vee)
корпорация продавать не имеет права - они не сертифицированы
Министерством транспорта США. Списанные тоже не купишь - их режут в
утиль, даже рамы. Пришлось налаживать выпуск гражданских машин отдельно.
Работа над этим проектом началась в 1990 г., а два года спустя цивильный
вариант предстал перед публикой - уже под другим названием. Имя ему
присвоили полегче и повеселее - HUMMER (High-Utility Maximum Mobility
Easy Rider, что дословно можно перевести как "Высокоутилитарный
максимально подвижный беспечный ездок", последние два слова - название
некогда нашумевшего фильма).
Что там при "демилитаризации" переделывали - загадка (если не принимать
во внимание "надстроечную" часть, которая в одной из военных версий
может нести несколько реактивных пусковых установок). У HUMMER -
типичные для армейской машины внушительный (406 мм) дорожный просвет,
большие ходы независимой подвески на всех колесах, огромные на фоне
обычного внедорожника колеса с встроенными дифференциалами и
централизованной внешней подкачкой воздуха, предельно малые свесы... Да
и с обеспечением комфорта для ездоков создатели явно не слишком
напрягались.
АVтомобиль выпускается с четырьмя типами кузова: двух- и четырехдверные
пикапы с жесткой крышей (вторую версию американцы иногда именуют
седаном), четырехдверный пикап с мягким верхом (по той же логике -
кабриолет) и универсал. Кузов смонтирован на мощной раме, она же несет
двигатель в блоке с автоматической трансмиссией. Силовой агрегат сильно
сдвинут назад, за переднюю ось, что значительно "ущемляет права"
передних седоков. Во-первых, расположенный практически в салоне
двигатель досаждает сильным шумом. Во-вторых, водитель и его сосед
далеко "разъехались" друг от друга и чуть ли не жмутся на узких
сиденьях, мотор-то практически между ними. И это - при ширине машины
почти 2200 мм!
Некоторым любителям исключительные внедорожные качества аVтомобиля могут
компенсировать даже полное отсутствие удобств. Но не все - аскеты.
Например, владельца попавшего в наши руки HUMMER довольно быстро
перестали устраивать уровень комфорта и качество звучания штатной
"музыки". За помощью он обратился в две московские фирмы - SV-Art,
специализирующуюся на эксклюзивной аудиоподготовке аVтомобилей, и Cardi,
известную своими прототипами Body, Next и Curara. Вот результаты
проведенного ими "тюнинга".
Понятно, что компоновку аVтомобиля не изменишь. Да и не случайно она
получилась именно такой. Практически все размеры и энерговооруженность
HMMPWV были заданы Министерством обороны. Исходя из этого силовой
агрегат был размещен разработчиками единственно возможным образом.
Конкурент же, компания Teledyne, в своем варианте HMMPWV разместила
двигатель сзади - как у прототипа Lamborghini Cheetah 1977 года, легшего
в основу разработки Teledyne. И проиграла конкурс - заднее расположение
мотора нарушало развесовку машины. Кстати, первая гражданская модель
внедорожника, построенная на базе Cheetah, - Lamborghini LM001 -
страдала тем же недостатком и слишком охотно "вставала на дыбы". В
модели LM002 мотор перенесли вперед...
Итак, оставив компоновку в покое, начали устраиваться поудобнее в
заданных рамках. Во-первых, "меньше шума" - надо же "освободить место"
для хорошего звука, который должна была обеспечить аппаратура McIntosh с
головным устройством Blaupunkt. Моторный отсек и весь салон "проложили"
дополнительной шумоизоляцией. Между задними сиденьями установили короб,
в котором разместились усилительные блоки и сабвуфер.
Во-вторых, "больше комфорта". Заменили обивку дверей, установили
стеклоэлектроподъемники, которых у "стандартного" HUMMER не имелось.
Кондиционер менять не пришлось, вполне пригодным оказался и штатный.
Убогий по стилю штурвал пожертвовал ступицу для установки рулевого
колеса Nardi с пультом дистанционного "аудиоуправления". Все новые
элементы интерьера вместе с торпедо обшили светлой кожей, она же пошла и
на сиденья. Задние остались "родными", а передние позаимствовали у BMW
третьей серии. После описанных мероприятий салон стал напоминать
интерьер небольшого комфортабельного междугороднего автобуса, а не
сельскохозяйственной машины, как это было до переделок.
"Тюнинг" завершился установкой порогов-подножек и "люстры" на крыше;
защита фар и облицовки радиатора, именуемая "кенгурином"
("кенгурятником", "бабушкоотбойником" - по вкусу), была на машине
изначально.
Владелец уехал довольным, но через некоторое время от него поступил
тревожный сигнал. Как оказалось, любимая собака заскучала в дороге, и в
порыве тоски попробовала на вкус сабвуфер - вместе с окружающей кожаной
обшивкой, проводами и т.п.
Решение было найдено гуманное. С собакой провели воспитательную беседу и
наказали воздержанием от поездок на аVтомобиле - на время ремонта
салона. А "во избежание" построили... будку, настоящую собачью будку -
огромную, с окнами и дверью. Теперь животное путешествует отдельно от
хозяина, а "седан" внешне превратился в универсал. Для лучшего запирания
будки пришлось сделать "крючок" в виде кронштейна запаски, которую
прикрывает оригинальный колпак с надписью HUMMER.
Я немного покатался на этом аVтомобиле. С непривычки он кажется огромным
- словно находишься на капитанском мостике корабля, а перед тобой
участок палубы. Что за бортами, особенно за правым, - не видно вовсе. Но
этот мастодонт оказался послушным и легким в управлении, только не
понравилась педаль газа с ее "никакой" чувствительностью и ломаной
траекторией перемещения (из-за поворота площадки вокруг горизонтальной
оси посередине педали). Впрочем, ходовые испытания в мою задачу не
входили...
Это был мой первый HUMMER, и я не могу оценить, насколько в результате
переделок снизился уровень шума в салоне, но субъективно он - не выше,
чем в обычной легковой машине. Музыка звучит отлично. И, главное,
владелец вполне доволен - аVтомобиль превратился из, по сути, грубого
военного транспортного средства во вполне комфортабельную машину - хоть
для поездок по городу, хоть для загородных прогулок.
Петр Иваницкий |